И снова Кипр))
Согласно опросу сайта Superjob, проведенному для портала Банки.ру, большинство россиян не сопереживают соотечественникам, потерявшим деньги на Кипре. Эксперты объясняют это отечественным менталитетом: люди считают, что за границей можно держать только большие деньги, а их честным трудом не заработать. По мнению специалистов, такие стереотипы сложно разрушить.
Только 34% жителей России сочувствуют соотечественникам, чьи средства «зависли» на средиземноморском острове, следует из опроса портала Superjob. Еще 1% опрошенных сами оказались заложником обстоятельств на Кипре. Остальным либо все равно (22% опрошенных), либо они откровенно рады чужим проблемам (43%).
При этом наблюдается интересная зависимость: чем старше опрошенные, тем менее они склонны к сочувствию. Если среди людей до 24 лет 43% жалеют пострадавших, то в группе «45 и старше» сопереживают только 22% респондентов. А вот от уровня доходов степень сочувствия практически не зависит. Среди россиян с месячной зарплатой до 25 тыс. рублей доля сочувствующих составляет 38%, среди тех, кто получает от 45 тыс. — 34%.
Около 38% опрошенных уверены, что государство не должно помогать своим гражданам, попавшим в переплет на Кипре. Логику этих респондентов наилучшим образом выразил 25-летний продавец-консультант из Смоленска. «Сами виноваты, надо хранить деньги в российских банках», — убежден он.
Самое интересное, что 37% россиян считает, что зарубежные банки более надежны, чем российские. Правда, положительные чувства соотечественники, хранящие деньги в зарубежных банках, вызывают только у 15% опрошенных. Зато те, кто сочувствует российским вкладчикам кипрских банков, понимают, что эхо кризиса в скором времени может ударить и по ним.
«Пострадают они — пострадают простые люди, чья зарплата непосредственно зависит от благополучия работодателей, которые держат активы на российском Кипре», — рассуждает 50-летний мастер цеха из Самары. И это действительно так. Компании держали счета на Кипре не только из стремления платить меньшие налоги.
Как показывает практика, устроить рейдерский захват приглянувшегося бизнеса в России довольно легко. Кипрская регистрация должна была защитить предпринимателей от неблагоприятного инвестклимата в России. При этом многим компаниям, ведущим бизнес с Европой, держать счета приходилось для упрощения расчетов с зарубежными партнерами. Теперь все эти фирмы терпят убытки. Некоторые наемные рабочие уже столкнулись с «заморозкой» зарплаты.
Как оказалось, расчетные счета их компаний тоже были на Кипре. Масштаб бедствий пока не ясен — владельцы бизнеса пока не рассказывают о своих проблемах. Но учитывая, что на острове зарегистрированы тысячи российских компаний, ущерб для обычных российских граждан может быть значительным.
Однако половина россиян об этом не знают или не хотят знать. Пока что эта часть руководствуется в жизни одним из двух принципов: «моя хата с краю, ничего не знаю» или, что еще хуже, «у соседа корова сдохла — мелочь, а приятно». «Наши люди в булочную на такси не ездят», — так рассуждает большая часть населения России. «Те, кто держит деньги за границей, в том числе на Кипре, в понимании наших граждан — коррумпированные чиновники или олигархи. Такая позиция въелась в сознание российских обывателей, являющихся заложниками пропасти, которая образовалась в нашей стране между бедными и богатыми», — комментирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Он обращает внимание на то, что если бы возникли проблемы у тех, кто держит на депозитах небольшие суммы в банках на территории России, все бы переживали, так как легко могли бы представить себя на их месте. Однако крушение в нашей стране какого-нибудь VIP-банка, вкладчики которого не могут вернуть свои миллионы, тоже бы не вызвало никакого сочувствия, даже если бы его клиенты со слезами на глазах вещали с экрана телевизора, что потеряли все накопленные за жизнь средства на квартиру.
С Яниным согласна гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова. «Люди, опрошенные Superjob, скорее всего, не обладают большими доходами и не очень финансово грамотны. Они уверены, что на Кипре держат деньги олигархи, политики и чиновники, то есть те, кто «с жиру бесится» и «наварил» капиталы нечестным путем. Вывод — вот и хорошо, что их наказали, — объясняет Смирнова. — Хотя на самом деле в числе потерявших средства — российские структуры, которые использовали счета в кипрских банках с целью оптимизации налогообложения, люди, желавшие купить недвижимость или другие активы за рубежом».
По мнению Смирновой, в сознании многих наших граждан засело то, что зарубежные финансовые услуги и инвестиции доступны только миллионерам.
Российские обыватели уверены, что заграница — это заоблачно, «точно не для меня», поэтому даже не пытаются туда смотреть и априори выбирают только отечественные банки. Опять же это вопрос низкого уровня финграмотности населения. Специалистам ясно, что зарубежные рынки — это просто расширение географии инвестиций, удобства и личного выбора, который зависит от восприятия рисков, места жительства, особенностей бизнеса и тому подобного. Но подавляющему числу россиян еще далеко до понимания этого.