28 августа - Успение. Успенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успенщина. Большая Пречистая. Первая Пречистая. Госпожин день. Госпожинки. Дожинки. Отжинки. Обжинки. Оспожинки. Жнивка. Сапожинки. Выжанки.
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение - это конец земной жизни Богородицы и переселение ее в жизнь небесную.
После вознесения Иисуса Христа на небо Пресвятая Богородица жила на земле 15 лет. Она жила в Иерусалиме у евангелиста Иоанна Богослова, которому Иисус завещал заботиться о своей матери и быть при ней вместо сына, а ей для него вместо матери. Мария проповедовала о Христе Спасителе. Часто посещала те места, где был ее сын во время земной жизни. Однажды ей явился архангел Гавриил и сказал, что она умрет через три дня. Так и случилось. Богородица как бы заснула на одре. Тело было погребено в Гефсиманской пещере. Но через три дня было обнаружено, что гроб пуст, а сама Божия Матерь вознеслась на небо.
Божья Матерь считается народной заступницей. Название дня связывают с именем Богоматери, называемой Госпожою, и временем сельхозработ. Госпожинки, Госпожин день - один из главных земледельческих праздников. Сапожинки - обряд окончания жатвы. Название Выжанки отражает взаимопомощь при окончании жатвы, вознаграждением служит угощение.
Успенщина - великий осенний праздник. Конец Успенского поста. Кончают вспашку, дожинают хлеб. Начинают заготовки на зиму. «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».
Начало молодого Бабьего лета (до 11 сентября). Конец Успенского поста. День проводов лета и окончания уборки урожая. Варят пиво, пекут пироги, убивают барана, созывают гостей пировать и празднуют окончание жатвы. До Петрова дня взорать (вспахать), до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
Оканчивается уборка и посев озимого хлеба. Обряд окончания жатвы называется сапожинками. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой - «завивали бороду» - и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!»
Последний сноп жали молча. Девушки жали сноп-молчанушку: если заговорит, то жених будет слепой (Костромская губ.). Последний сжатый сноп - «именинник», он пользуется особым почетом: его наряжают в сафран или обвивают ситцевыми платками и с песнями несут на пир честной, называемый «складчинами» или «братчинами», так как устраивается он на собранные со всего мира деревенские деньги. Последний сноп ставят на тябло (полка для икон), под иконы. Затем делают пожинальницу (яичницу). Последний сноп овсяной жнивы на Покров скармливают скотине или дают курам, овцам, свиньям, коровам и лошадям - всем по горсточке (Костромская губ.). Во многих местах последний сноп сохраняется до Нового года.
Сельское товарищество проявляется в «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служит угощение. Заранее оповещается, что у такого-то тогда-то будет «выжанка». Женщины охотно идут на «выжанку», имея в виду несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работают с песнями и шутками, один другого подбодряя».
Если молодое Бабье лето «ведряное - жди ненастья на строе» (с 14 по 21 сентября). Ласточки отлетают. С Успенья солнце засыпается. Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья. До Успенья пахать - лишнюю копну нажать.