7 июля - Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Иван Травник. Иван Колдовщик. Иван Цветной. Купала. Травник.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Священник Захария и его жена дожили до глубокой старости, но не имели детей. Однажды архангел Гавриил сообщил Захарию, что у него родится сын и звать его будут Иоанн. Захарий не поверил и был наказан: он онемел. Предсказания сбылись, и сын родился. Немой отец написал на доске имя сына: «Иоанн - имя ему» и после этого обрел дар речи.
Самый почитаемый народом праздник. В народных верованиях он слился с языческим праздником воды и водяных божеств - купал, отчего и получил название Ивана Купалы. В церковном календаре насчитывается 68 Иоаннов. Но Ивановым днем называется только 7 июля. Ивановщина - так называется именинный пир в этот день. Это самый разгульный праздник. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Цветут и наливаются силой волшебные травы. К этому дню приурочивали сбор лекарственных трав, достигающих к этому времени полной зрелости. «Просите, дети, дождя до Ивана, а после Ивана я и сам упрошу».
В народе есть поверье, что в ночь на Ивана Купалу совершаются чудеса. Бытует легенда, что огненный цветок папоротника раскрывается на один миг лишь раз в году - в купальскую ночь и дарит счастье его увидевшему. На самом деле папоротник никогда не цветет. Поклонение меру растений дало название этому дню «Травник». Считали, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Заготавливали различные травы, клали их под Иванову росу, высушивали и сберегали, как самые целебные. Особенно популярными были плакун-трава (корень) — прогоняла злых духов; чернобыльник — противна ведьмам и колдуньям, охраняет дом от нечисти; жгучую крапиву собирали для лечения ревматических болей; пастушью сумку заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство; заячью капусту запасали для лечения ран, ожогов; мать-и-мачеху — на случай простуд и кашля.
Праздник отмечается ночью с кострами, прыганием через них - на счастье, песнями до самой ясной зари, традиционными играми, хождениями с березкой, гаданиями. Этот праздник - культ света, солнца, всего живого, в это время «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов».
Иванов день - день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок). Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, а вечером пускают их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
С Ивановой ночи «появляются светляки». Верили, что в этот день Солнце «играет» — двоится, троится и переливается различными оттенками. Начинается первый покос. «Первая коса не прогадывает», «Всякий, кто дорос, спеши на сенокос», «Перестоялась трава — не сено, а труха».
За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период. Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).
«Дождливый день на Ивана, к плохому урожаю», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться», «Рожь выколоситься должна, а не заколоситься, так это к плохому урожаю», «Сей репу — хороша будет, а после — так уж опоздал сеять».
«Сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звезд много — много грибов будет», «Коли на Ивана просо в ложку, то и будет в ложке», «Гроза в этот день, то орехов будет мало и они будут пустые».
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаются в воде и росе. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.
Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя Здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни.— писал орловский корреспондент в середине прошлого века, — одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.
Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальнику, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.
В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.
До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.
В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.